Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna

21 февраля 2023

Начало в 19:00

Зимний театр

Описание концерта

Программа концерта:
I отделение
Николай Римский-Корсаков (1844–1908)
«Шехеразада», симфоническая сюита, ор. 35 (1888)
I.Largo e maestoso – Lento – Allegro non troppo – Tranquillo
II. Lento – Andantino – Allegro molto – Vivace scherzando – Moderato assai – Allegro molto ed animato
III. Andantino quasi allegretto – Pochissimo più mosso – Come prima – Pochissimo più animato
IV. Allegro molto – Lento – Vivo – Allegro non troppo e maestoso – Tempo come I

II отделение
Сергей Прокофьев (1891–1953)
Симфония № 5 си-бемоль мажор, op. 100 (1944)
I.Andante
II. Allegro marcato
III. Adagio
IV. Allegro giocoso

Во второй симфонической программе оркестра musicAeterna соединяются два симфонических шедевра XIX и XX столетий – симфоническая сюита «Шехеразада» Николая Римского-Корсакова и Пятая симфония Сергея Прокофьева. Сочинения разных эпох и стилистических направлений объединяет школа: Прокофьев как выпускник петербургской-петроградской консерватории унаследовал методы оркестровки, разработанные профессором консерватории Римским-Корсаковым.

«Оркестровую пьесу на сюжет некоторых эпизодов из «Шехеразады»» Римский-Корсаков, по его словам, задумал зимой 1887-1888 года, а написал и оркестровал всего за месяц, проведенный летом на даче в Нежговицах. Рукописной партитуре композитор предпослал программу-пояснение, цитирующее зачин знаменитого сборника сказок «1001 ночь», и дал названия четырем частям сюиты: «Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ царевича Календера», «Царевич и царевна», «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником. Заключение». Чтобы пресечь поиски отсылок к конкретным сказкам, композитор снял заголовки и пояснение в изданиях партитуры. Однако и без программы «Шехеразада» осталась в истории как самое повествовательное и самое живописное оркестровое произведение корифея петербургской композиторской школы XIX века.

Пятую симфонию Сергей Прокофьев сочинял по возвращении из эвакуации в 1944 году параллельно с оркестровкой балета «Золушка» и созданием срочного заказа – музыки к кинофильму «Иван Грозный». В этом сочинении бунтарство и модернистские искания композитора остались позади. Традиционный четырехчастный цикл открывается героико-эпической первой частью, продолжается гротескной токкатой и сумрачным лирико-трагическим Adagio, а завершается монументальным апофеозом, утверждающим радость бытия. Композитор писал о Пятой симфонии: «Я задумал ее как симфонию величия человеческого духа».

21 февраля: Зимний театр
21 февраля: Зимний театр
21 февраля: Зимний театр
21 февраля: Зимний театр
21 февраля: Зимний театр
21 февраля: Зимний театр

В концерте заняты

Один из самых востребованных российских коллективов, постоянно расширяющий границы своих творческих возможностей в области старинной музыки в исторически информированном исполнении, академической классики и современной музыки.

Оркестр основан дирижером Теодором Курентзисом в 2004 году в Новосибирске, с 2011 по 2019 год был частью труппы Пермского театра оперы и балета. В 2019 году творческой резиденцией musicAeterna стал петербургский Дом Радио, где по инициативе Теодора Курентзиса создан междисциплинарный культурный центр.

Вместе с Теодором Курентзисом musicAeterna регулярно гастролирует по России и миру, выступая на самых престижных площадках. В 2017 году musicAeterna стал первым российским коллективом, который открыл основную программу Зальцбургского фестиваля. Также оркестр участвовал в таких фестивалях как RUHRtriennale, Klara Festival в Брюсселе, фестиваль в Экс-ан-Провансе, Дягилев PS в Санкт-Петербурге, Дягилевский фестиваль в Перми.

Выпущенные musicAeterna и Теодором Курентзисом на лейбле Sony Classical записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского были высоко оценены музыкальной критикой и стали лауреатами престижных музыкальных премий: ECHO Klassik, Edison Klassiek, Japanese Record Academy Award, BBC Music Magazine’s Opera Award.

Основатель и художественный руководитель оркестра и хора musicAeterna, главный дирижер Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии.

Родился и вырос в Греции, где началось его музыкальное образование. В 1994 году приехал учиться у легендарного профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина.

В 2004 году стал главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета и основал оркестр и хор musicAeterna. В 2011—2019 годах был художественным руководителем Театра оперы и балета в Перми, куда вместе с ним переехали музыканты musicAeterna. С 2012 года художественный руководитель Дягилевского фестиваля в Перми. В 2019 году Теодор Курентзис и musicAeterna переехали в Санкт-Петербург, их творческой резиденцией стал Дом Радио. С сезона 2018/19 Теодор Курентзис также главный дирижер Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии (SWR Symphony Orchestra) в Штутгарте.

В качестве дирижера-постановщика Теодор Курентзис сотрудничает с ведущими режиссерами мира (Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, Дмитрий Черняков, Теодороc Терзопулос и др.) и крупнейшими оперными театрами Европы и России. Возглавляя Пермскую оперу, Курентзис представил новые сочинения, написанные по его заказу: оперу «Носферату» Дмитрия Курляндского (2014). Скрипичный концерт Сергея Невского (2015), Cantos Алексея Сюмака (2016), хоровую оперу Tristia («Скорбные элегии»)» Филиппа Эрсана (2016).

Вместе с musicAeterna и другими оркестрами Теодор Курентзис регулярно гастролирует по миру, выступая на таких площадках, как Венский Концертхаус, Берлинская, Эльбская, Мюнхенская и Парижская филармонии, концертные залы в Кёльне, Мадриде, The Shed в Нью-Йорке, Suntory Hall в Токио, Royal Albert Hall в Лондоне, Фестшпильхаус Баден-Бадена и театр Ла Скала, Большой зал Московской консерватории, Зал Зарядье и Санкт-Петербургская филармония. Теодор Курентзис — постоянный участник фестивалей в Зальцбурге, Люцерне, Экс-ан-Провансе, Бохуме и Санкт-Петербурге.

Выпущенные musicAeterna и Теодором Курентзисом на лейбле Sony Classical записи Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского были высоко оценены музыкальной критикой и стали лауреатами престижных музыкальных премий: ECHO Klassik, Edison Klassiek, Japanese Record Academy Award, BBC Music Magazine’s Opera Award.

Теодор Курентзис является девятикратным лауреатом российской театральной премии «Золотая Маска», лауреатом премии KAIROS, Командором ордена Феникса и Кавалером ордена Дружбы.