Дмитрий Гринченко: Наш фестиваль вернул Сочи утраченные традиции

28/01/2017 | «Музыкальная жизнь»

Солисты Гранд-Опера и «Ночные снайперы» с Дианой Арбениной, музыкально-литературные композиции по великим операм – «Евгений Онегин» и «Кармен», топовые солисты – Денис Мацуев и Вадим Репин и многое-многое другое. Тут не перечислять, а видеть надо. И, конечно же, главный герой действа под названием Зимний международный фестиваль искусств в Сочи – артист мира, маэстро Юрий Башмет. Фестиваль празднует круглую дату, и пока участники готовятся и репетируют, мы попросили его директора, главу «Русского концертного агентства» Дмитрия Гринченко, рассказать о концепции и новинках проекта.

– Юбилейный фестиваль подводит итоги не только в своей программе, собирая самые важные проекты. Как вы считаете, Дмитрий, удалось ли за 10 лет изменить культурный ландшафт Сочи? Воспитать вкусы публики? Ставилась ли вообще такая задача?

– Конечно, культурный ландшафт Сочи за 10 лет изменился. Когда мы только начинали фестиваль, город в принципе у всех ассоциировался с шоу-бизнесом, рок-музыкой, шоу популярных жанров. Так получилось, что как раз в советское время культивировалась классическая музыка и академическое искусство: в Зимний театр приезжали ведущие московские театры, все лето базировался Госоркестр, давая концерты. А потом произошел 15-20-тилетний разрыв. И наш фестиваль скорее вернул городу
утраченные традиции, за что публика была и в первые годы, и сейчас невероятно благодарна. Тяга к высокому искусству, слава Богу, есть. Правда, не всегда. Летом в меньшей степени, зимой – в большей, и на это есть объективные причины. Те люди, которые в этом городе живут, летом работают и зарабатывают деньги. А зимой они могут ходить на концерты, им это невероятно интересно. В первые годы у нас публику составляли именно сочинцы. Сейчас же, помимо сочинцев, есть уже и большое количество людей из самых разных городов, которые о фестивале знают и приезжают на него специально.

По поводу программы юбилейного фестиваля – мы одновременно и подводим какие-то итоги, и намечаем вектор дальнейшего развития. Поэтому девиз программы этого года: «Лучшее за 10 лет и мировые премьеры». Спектакли, родившиеся в Сочи на предыдущих фестивалях, мы с удовольствием повторяем – они уже стали любимыми и московской, и российской, и зарубежной публикой. Это и «Евгений Онегин», и «Кармен», и «Маленький принц». Но также в рамках юбилейного фестиваля мы готовим большую премьеру оперы-спектакля «Севильский цирюльник» и привлекаем к работе над этой постановкой ту же команду – и режиссера, и художников-постановщиков – компанию Виктора Крамера из Санкт-Петербурга, с которым мы ставили в прошлом году спектакль «Не покидай свою планету» по мотивам «Маленького принца». Кроме того, мы решили, что фестиваль должен способствовать рождению новых сочинений.

Поэтому мы специально заказали двум композиторам – москвичу Кузьме Бодрову и Атсухико Гондаю из Японии – альтовые концерты: их Юрий Абрамович Башмет исполнит на концерте-закрытии фестиваля. А Александр Владимирович Чайковский – наш прекрасный друг, прилетающий на фестиваль каждый год как председатель жюри конкурса композиторов, и заодно отмечающий тут свой день рождения (у него он всегда выпадает с датами фестиваля),– пишет очень непростое сочинение. У него был сложный заказ, и он долго не знал, как к нему подступиться. В итоге получилась очень увлекательная пятичастная сюита для двух оркестров: для камерного ансамбля «Солисты Москвы» и китайского оркестра народных инструментов из Гонконга. Они будут играть одновременно, и мы с интересом ждем итоговый художественный результат.

– Последние несколько лет фестиваль меняется от развлекательно-зрелищного в сторону образовательного. Вы собираете молодежь со всей России, появляется много сопутствующих программ. С чем связано изменение концепции?

– Как и в прошлые годы, уделяем большое внимание не только самим концертам, но и проектам вокруг фестиваля. В этом году особенно развитие получит молодежная академия: кроме инструментального департамента впервые будут работать департамент композиции и департамент оперного пения. В департаменте композиции мы планируем собрать 12-13 молодых композиторов под руководством Александра Чайковского и еще четырех педагогов. Все вместе они должны за 8 дней фестиваля написать одно произведение. Нам очень интересно, что из этого получится, ведь это нетривиальная задача. Одно дело, позаниматься с композиторами тем, что они делают в обыденной жизни, а другое – вот так попробовать их сподвигнуть на совместное творчество. Пока мы планируем, что это будет произведение для симфонического оркестра, но посмотрим – может быть, для струнного. У нас есть идея обязательно исполнить его либо в день закрытия фестиваля, либо накануне.

В оперной академии соберется целая плеяда прекрасных педагогов. Российских среди них только один – это Дмитрий Вдовин, художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра. Мы несколько лет обсуждали, как хорошо было бы в Сочи возобновить оперную академию, которую он где-то 10 лет назад проводил в Москве. Подобрался очень удачный состав: одно имя Нила Шикоффа, например, говорит об уровне.

И нам интересно, что все будет в одном месте – это такой некий котел для молодых музыкантов, где они смогут друг с другом общаться, прежде всего профессионально. Мы думаем о том, что нужно серьезно развивать взаимоотношения с юным поколением, поэтому в этом году у нас будет целый конгломерат различных мероприятий. От экскурсий для детей, в том числе на тему русского языка, тему музыки, знакомства с музыкальными инструментами. А также будет специальный литературно- музыкальный проект, посвященный «Руслану и Людмиле» Пушкина, где Александр Лазарев-младший выступит в роли чтеца совместно с оркестром «Новая Россия».

– Аналогичный вопрос про школу молодых журналистов. В прошлом году этот проект стартовал – есть ли результат, люди, приезжавшие в прошлом году, как-то проявили себя потом в творческом плане, освещая, к примеру, ваши проекты? Или такой цели – увидеть отсроченный результат – не ставилось?

– Школа молодых журналистов будет проходить уже третий год. Когда мы ее запускали, никто вообще не мог предположить, насколько это будет востребовано, ценно, полезно. Но откликнулось значительное количество людей из ряда соседних с Сочи регионов. А уж во второй год, когда к нам прилетали молодые журналисты из Хабаровска, Нижнего Тагила, Калининграда – это помимо Сочи, Краснодара и Ростов-на-Дону, говорит о том, что это очень нужно и интересно. В течение трех дней очень плотно проходят лекции, практические занятия – как взять интервью, написать заметку.

Молодые журналисты погружаются в фестивальную жизнь, посещая и концерты, и финалы музыкальных академий: у них появляется материал, о чем писать, возможность взять интервью у ведущих российских и зарубежных музыкантов. И, конечно, они слушают лекции высокопрофессиональных людей, которые работают в топовых СМИ. Это отличный опыт, и есть ребята, которые ездят уже третий год – лучшее доказательство того, что это нужно и важно.

Нам же интересно, потому что искусство – это не только концерты, но вообще духовная среда, ее также можно культивировать, заботясь о воспроизводстве публики. Потому что если у людей нет интереса, они перестают посещать то, что ты делаешь.

– Какой из проектов этого десятилетия лично вам особенно дорог и важен?

– На этот вопрос трудно ответить однозначно. Сначала нам никто не верил, что мы сможем зимой делать в Сочи фестиваль. Мы его запустили, первый год он был совсем маленький, теперь это масштабный красивый проект. Потом никто не верил, что он выйдет по узнаваемости за рамки города Сочи или Российской Федерации. Но в этом году к нам приезжает порядка 20 зарубежных журналистов, включая New York Times, Euronews и так далее

Им интересно, что происходит на фестивале, и что он покажет в своей программе. Потом нам говорили, что вы делаете фестиваль под Олимпиаду, она пройдет и это вам станет не нужно. Мне кажется, что Олимпийские игры, которые были невероятно важным и значимым событием для страны, и были заметным, безусловно, событием в мире, только дали нам дополнительные и стимул, и возможности.

Потому что теперь, когда мы приглашаем на фестиваль тех же зарубежных журналистов, или директоров других фестивалей в гости или на конференцию, которую мы проводим, ни у кого не возникает вопрос, где находится город Сочи. Долгое время до Олимпиады практически все думали, что в России есть только два города: Москва и Санкт-Петербург.

Есть еще понятие «золотое кольцо», но его знают люди, которые так или иначе интересуются Россией. Благодаря Олимпиаде само название города Сочи стало по уровню понимания проще: теперь все знают, где это находится, что там есть горы, есть море. Замечательно, что в Сочи зимой стали появляться и туристы. Это очень увлекательно – пожилые европейцы, приезжают на фестиваль, полноценно отдыхают в курортной зоне. В Сочи ведь в это время прекрасная погода, в какие-то моменты даже лучше, чем на Лазурном берегу. Пока это единичные гости, но это тема дальнейшего развития. А с творческой точки зрения мы хотим, чтобы фестиваль рождал новые самостоятельные спектакли, музыкальные произведения – то, что фестиваль оставит после себя. Поэтому я не могу выделить какой-то один проект. Но фестиваль продолжает развиваться, мы все получаем от этого удовольствие – пожалуй, именно это самое главное за 10 лет.

«Музыкальная жизнь»
Дата публикации: 28/01/2017
Другие публикации из этого раздела