Программа концертов XII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи

«Параллельные миры». Русское искусство, ХХ век. Часть вторая

Премьера фестиваля. Юрий Башмет и Государственный русский музей (Санкт-Петербург)
21 Февраля 2019
Начало в 19:00
Зимний театр
Описание концерта

Живопись (1935-1973)

Репродукции картин К. Петрова-Водкина, К. Юона, А. Пластова, А. Герасимова, А. Дейнеки, П. Кончаловского, А. Самохвалова, А. Волкова, П. Соколова-Скаля, Ю. Пименова, С. Чуйкова, А. Лутфуллина, братьев Ткачевых, О. Богаевской, Э. Белютина, В. Коржева и других советских художников из собрания Русского музея Санкт-Петербурга.

Поэзия (1940-1960)

Стихи А. Тардовского, Б. Пастернака, К. Симонова и других советских поэтов 1940-50х гг. читает Анна Ковальчук

Великая отечественная война оставила глубокий след в «академическом» искусстве нашей страны. Суровые зарисовки сгоревших городов и сел; военные будни и портреты простых солдат, заплативших великую цену за победу; монументальные картины грандиозных сражений… Еще долго военная тема «не отпускала» мастеров советской живописи, заставляя снова и снова возвращаться к роковым сороковым…

Мирный труд, восстановление и созидание, весеннее дыхание новой жизни – такие темы господствуют в полотнах советских живописцев с конца 1940х гг. Несмотря на жесткие рамки доктрины «социалистического реализма», в живопись проникает все больше человеческого тепла. Пожалуй, наиболее популярной становится у живописцев «тема детства» — с полотен на нас глядят радующиеся миру маленькие люди, жизнь которых уже не будет опалена.

Наступление «Оттепели» дает яркие всходы в живописи – группа художников вырабатывает принципы «сурового стиля». В резко очерченных линиях, цветовых контрастах воспроизводят авторы обобщенные портреты современников. Рабочие, моряки, строители, геологи – с картин на нас глядят сильные духом и телом люди, на долю которых выпали самые тяжелые испытания в истории нашей страны.

«Апофеоз войны» — так можно назвать Восьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, законченную в 1943 г. После прославленной Седьмой («Ленинградской») она прозвучала неожиданно остро и была раскритикована властью за «пессимизм». Как писал Шостакович, это симфония «о человеке, оглушенном молотом войны… его путь не усыпан розами и его не сопровождают веселые барабанщики…» Война как абсолютное зло, которого не должно быть – именно так звучит вторая часть симфонии, стремительный гротескный марш с громкой и «шумной» оркестровкой.

В этом же году была написана симфония «Родина» Гавриила Попова. Композитор был одним из наиболее ярких представителей советского авангарда 1920-х гг., стал автором музыки к легендарному фильму «Чапаев». Симфония «Родина», проникнутая гражданским пафосом, была заслуженно удостоена сталинской премии I степени. «Это замечательное произведение, которое надо высоко ценить», — писал о ней Шостакович.
Первый скрипичный концерт Дмитрия Кабалевского, законченный в 1948 г., не лишен известной привлекательности – его легкая, жизнерадостная музыка не вызывала нареканий и полюбилась многим исполнителям.

В этом же году был написан первый фортепианный концерт Готфрида Гасанова. Первый профессиональный композитор Дагестана, проделавший колоссальную работу для развития дагестанской музыкальной культуры, насытил произведение мотивами и ритмами своего народа.
Седьмая симфония Сергея Прокофьева стала одним из последних сочинений композитора. Написанная по заказу детской редакции Всесоюзного радио, она доступна слушателю любой возрастной категории. Со свойственной ему мудрой простотой, светлой улыбкой оглядывается Прокофьев на прожитую жизнь…

Балет «Спартак» Арама Хачатуряна был закончен в начале 1954 г. Мысль об этом сочинении пришла к композитору еще осенью 1941 г. Но только путешествие в Италию десять лет спустя дало вдохновляющий импульс. «Спартак» был с триумфом поставлен в Ленинграде и Москве, став классикой балетного искусства ХХ в. Трагическая музыка Адажио сочетает остроту выражения с истинно античной сдержанностью – так женщины всех времен оплакивают погибших на войне сыновей и мужей…

Художественный фильм «Время, вперед!» режиссера Михаила Швейцера по повести В. Катаева был снят в 1965 г. и посвящен грядущему 50-летию революции. Швейцер посвятил фильм героям индустриализации; вера в построение нового мира придавала людям сверхчеловеческие силы, вдохновляя на подвиги. Но именно музыка Георгия Свиридова придает этой картине неповторимый пульс времени, отражая бурный и драматический дух переломной эпохи…

Солистами в этот вечер выступят лауреаты международных конкурсов, постоянные участницы фестивалей Ю. Башмета – скрипачка Анна Самуил и пианистка Ксения Башмет.

Стихотворения поэтов военных лет читает заслуженная артистка России, актриса театра и кино Анна Ковальчук.

За пультом симфонического оркестра «Новая Россия» — маэстро Юрий Башмет

Программа концерта

Музыка (1943-1965)

Д.Д. Шостакович (1906-1975)
Симфония №8, соч.65 (1943)
II часть (Allegretto)

Г.Попов (1904-1972)
Симфония№ 2 («Родина»), соч.39 (1943)
I часть («Запев»)

Р.М. Глиэр (1875-1956)
Концерт для голоса с оркестром, соч.82 (1943)
Andante
Allegro

Д.Б. Кабалевский (1904-1987)
Концерт № 1 для скрипки с оркестром, До мажор соч.48 (1948)
Allegro molto e con brio
Andante cantabile
Vivace giocoso

С.С. Прокофьев (1891-1953)
Симфония № 7 до-диез минор, соч.131 (1952)
I часть (Moderato)

Г.А. Гасанов (1900-1965)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1, ля минор (1948)
I часть (Не слишком быстро)

А.И. Хачатурян (1903-1978)
Адажио из балета «Спартак» (1954)

Г.В. Свиридов (1915-1998)
«Румба» из музыки к кинофильму «Время, вперед!» (1965)

Солисты:
Ксения Башмет (фортепиано)
Татьяна Самуил (скрипка)
Юлия Музыченко (сопрано)

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
Художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет

Билеты на этот концерт:
Купить онлайн
Другие концерты фестиваля