Программа концертов XI Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи

Французская камерная музыка XX века

Французская камерная музыка XX века
20 Февраля 2018
Начало в 17:00
Органный зал
Описание концерта

«Французская музыка должна стремиться прежде всего доставлять удовольствие!» С таким полемическим тезисом выступил в начале прошлого столетия Клод Дебюсси — основоположник музыкального импрессионизма, крупнейший французский композитор рубежа XIX−XX вв. Тонкость вкуса, изящество мелодического рисунка, линеарная чистота голосоведения наряду с красочностью гармонии — при всем разнообразии стилей и направлений, охвативших французскую музыку ХХ в., эти качества объединяют композиторов Франции разных поколений. Наиболее ярко чистота французского стиля, пожалуй, проявила себя в камерно-инструментальной музыке.

Программа концерта — своего рода дайджест музыки Франции для деревянных духовых инструментов. Повышенный «спрос» на духовые тембры можно отметить у большинства композиторов прошлого века, но во Франции они всегда имели особое значение (и в качестве «расцветки» симфонического оркестра, и как солирующие инструменты).

С таинственного, мистического соло флейты из «Послеполуденного отдыха Фавна» Дебюсси началась новая страница музыкального искусства. Своеобразным музыкальным претворением античной легенды стала и сольная флейтовая пьеса «Сиринкс» («Флейта Пана»), связанная с печальной историей любви Пана к прекрасной нимфе. Виртуозная «Рапсодия» для кларнета была сочинена Дебюсси по заказу Парижской консерватории (в качестве обязательной экзаменационной пьесы для студентов), ее виртуозно-красочный характер может вызвать самые различные живописные ассоциации.

Выдающийся современник и последователь Дебюсси Морис Равель нередко обращался к фольклорным источникам. «Вокализ-этюд в форме Хабанеры» был сочинен в самый «испанский» для Равеля 1907 год, (в который были закончены «Испанская рапсодия» и опера «Испанский час)». Маленький цикл «Две еврейские мелодии» основан на подлинных напевах; первая из них, «Кадиш» — традиционная поминальная молитва, оригинальный вариант для голоса с фортепиано существует в концертной практике во множестве инструментальных транскрипций.
Откроет концерт неоклассическая по духу сонатина для гобоя и фортепиано Пьера Санкана — одного из ведущих композиторов, пианистов и фортепианных педагогов Франции второй половины ХХ века. Во втором отделении программы прозвучат два камерных ансамбля Франсиса Пуленка — одного из популярнейших французских авторов. «Я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью», — писал о произведениях Пуленка его современник и коллега Дариус Мийо. Соната для флейты и фортепиано — один из последних инструментальных циклов композитора; она написана для выдающегося французского исполнителя Жана-Пьера Рампаля. Трио для гобоя, фагота и фортепиано — образец раннего творчества Пуленка; впервые прозвучавшее в 1927 г, трио обратило на себя внимание яркой мелодической щедростью, простотой и свежестью музыкального языка.

В концерте участвуют выдающиеся исполнители современности, прибывшие в Сочи в качестве солистов и педагогов, передающих мастерство и опыт молодому поколению: солистка королевского оркестра «Концертгебау» Эмили Бейнон (флейта); профессор Высшей школы музыки Штутгарта Кристиан Шмитт (гобой); профессор Музыкальной академии им. Сибелиуса в Хельсинки, солист оркестра «Тапиола симфониэтта» Харри Маки (кларнет); профессор Национальной консерватории в Лионе и консерватории Лозанны Карло Коломбо (фагот); а также известная эстонская пианистка, лауреат международных конкурсов Ирина Захаренкова.

Программа концерта

П. САНКАН (1916–2008)
Сонатина для гобоя и фортепиано (1957)
Modéré
Andante
Presto

К. ДЕБЮССИ (1862−1918)
«Сиринкс» («Флейта Пана») для флейты соло L129 (1913)
Рапсодия № 1 для кларнета и фортепиано L 116 (1909)

М. РАВЕЛЬ (1875−1937)
«Кадиш» из «Двух еврейских мелодий» (1914) Переложение для фагота и фортепиано
«Вокализ-этюд в форме Хабанеры» (1907) Переложение для фагота и фортепиано

Ф. ПУЛЕНК (1899−1963)
Соната для флейты и фортепиано FP164 (1956)
Allegro malincolico
Cantilena: Assez lent
Presto giocoso

Трио для гобоя, фагота и фортепиано FP43 (1926)
Presto
Andante
Rondo

Исполнители:

Эмили Бейнон — флейта, Нидерланды
Кристиан Шмитт — гобой, Франция
Харри Маки — кларнет, Финляндия
Карло Коломбо — фагот, Италия
Ирина Захаренкова — фортепьяно, Эстония

Другие концерты фестиваля