Программа концертов XII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи

«Бетховен-марафон»

«Бетховен-марафон»
17 Февраля 2019
Начало в 12:00, 14:00, 16:00, 18:00
Органный зал
Купить билеты

Начало концертов в 12:00, 14:00, 16:00 и 18:00.

«Бетховен-марафон» Концерт №1 Купить билет
Начало концерта в 12:00.


«Бетховен-марафон» Концерт №2 Купить билет
Начало концерта в 14:00.


«Бетховен-марафон» Концерт №3 Купить билет
Начало концерта в 16:00.


«Бетховен-марафон» Концерт №4 Купить билет
Начало концерта в 18:00.

Описание и программа концертов

Концерт №1 (начало в 12:00)
Соната № 1 фа минор для ф-но соч. 2 (1795)
Соната № 1 фа мажор для виолончели и ф-но соч 54 (1796)
Соната № 3 ми бемоль мажор для скрипки и ф-но соч 12 (1798)

Концерт № 2 (начало в 14:00)
Соната № 8 до минор «Патетическая» соч 13 (1798)
Соната фа мажор для валторны и ф-но соч 17 (1800)
Соната № 5 для скрипки и ф-но «Весенняя» соч 24 (1801)

Концерт № 3 (начало в 16:00)
Соната № 9 ля минор для скрипки и ф-но соч 47 «Крейцерова» (1803)
Соната № 23 фа минор соч 57 «Апассионата» (1805)

Концерт № 4 (начало в 18:00)
Соната № 10 соль мажор «Рассвет» для скрипки и ф-но соч 96 (1812)
Соната № 5 ре мажор для виолончели и ф-но соч 102
Соната № 32 до минор для фортепиано соч 111(1822)

Солисты Санкт-Петербургского Дома музыки
Лауреаты Международных конкурсов

Илья Папоян (фортепиано)
Василий Степанов (виолончель)
Алексей Мельников (фортепиано)
Равиль Ислямов (скрипка)
Александр Кушнарев (валторна)
Алексей Шпаков (фортепиано)
Денис Гасанов (скрипка)
Елизавета Украинская (фортепиано)
Леонид Баранов (скрипка)
Александр Кашпурин (фортепиано)


На этот раз набирающий популярность в сфере академической музыки формат «марафона» появится и на площадке Сочинского фестиваля. В этот день в Органном зале городской филармонии состоятся четыре концерта, в рамках которых прозвучит камерно-инструментальная музыка Бетховена – фортепианные и ансамблевые сонаты.
«Вы совершите гораздо большее, чем совершили до сих пор; Вы никогда не пожертвуете прекрасной идеей ради тиранского правила – и хородо сделаете… но в Ваших произведениях всегда будет нечто причудливое и неожиданное… нет-нет да и мелькнет нечто странное и мрачное», — говорил юному Бетховену Йозеф Гайдн. Могучая сила бетховенского таланта восхищала и одновременно пугала старого мастера, который в шутку называл своего ученика «великим Моглом».

В начале 1790-х гг. юный композитор прочно осел в Вене и заслужил репутацию выдающегося пианиста и импровизатора. Уже первые его сочинения, вышедшие в печати, могли «утешить Вену, оплакивающую Моцарта» (как писал современник). Именно фортепиано на долгие годы стало главным инструментом Бетховена, которому он поверял свои самые дерзкие замыслы, самые глубокие душевные порывы. Из импровизаций Бетховена рождались его первые фортепианные сонаты – в свою очередь, этот жанр стал для композитора своего рода творческой лабораторией. Радикально изменивший музыкальное искусство бетховенский симфонизм рос и развивался в его сонатных циклах; именно там он впервые применял все то, что потом производило сильнейший эффект в оркестровой, концертной и ораториальной музыке. Но как часто приходилось Бетховену сетовать, что механики не придумали еще «идеального» инструмента, полностью соответсвующего его авторским намерениям! Это было время так называемого «молоточкового фортепиано» (Hammerklavier), возможности которого по сравнению с современным роялем были куда скромнее…

Фортепианные сонаты – от посвященной Гайдну первой и знаменитой «Патетической» (№8) до последней, полной мистических загадок 32-й – станут стержневым лейтмотивом бетховенского марафона. Вокруг этой драматургической оси прозвучат сонаты с участием других инструментов – скрипки (в том числе «Весенняя» и гениальная «Крейцерова») и виолончели с фортепиано. Камерное музицирование в то время было основным времяпрепровождением образованной, эстетсвующей публики. Однако, гений Бетховена и здесь поднялся на недосягаемую высоту; его музыка часто вызывала отторжение у современников – но была признана Вечностью.

Исполнителями фортепианных и камерных сонат Бетховена станут солисты Санкт-Петербургского Дома музыки и победители Всероссийского музыкального конкурса, итоги которого были подведены в декабре минувшего года:

– Илья Папаян, Алексей Мельников, Алексей Шпаков, Елизавета Украинская, Александр Кашпурин (фортепиано);
– Равиль Ислямов, Денис Гасанов, Леонид Баранов (скрипка);
– Василий Степанов (виолончель)

Начало концертов в 12:00, 14:00, 16:00 и 18:00.

Другие концерты фестиваля